Более подробно введение в методику опросов, принципы работы с респондентами и другие вопросы организации и понимания результатов
освещены в специальном итоговом докладе и подготовленных на его основе материалов для журнальных и научных публикаций.
Опубликование части материалов доклада предполагается в дальнейшем на настоящем сайте. О заинтересованности
в знакомстве и/или использовании этих материалов информируйте нас по еМайл
Российские АО изнутри: данные для дискуссии фрагменты доклада и данных - расширенная версия
Первым поводом к настоящему исследованию стали два рубежа: пятилетие рассылки «Конфликты в компаниях» (http://lawkiso.narod.ru) и десятилетие активной деятельности в
сфере корпоративного консалтинга. Причем, свои мысли и сложившиеся представления, автор хотел не только изложить, но и сверить с теми, кто, видит жизнь российских АО изнутри. И была возможность обратиться к большому числу представителей организаций, участников тренингов и семинаров, студентам, слушавшим курс «корпоративное право» и получить их реплики, а затем и более подробные ответы; мы старались поддерживать долговременные контакты. Первая попытка сверить мнения, свои и наших настоящих и бывших партнеров и слушателей весной 2006 г. превзошла наши ожидания, хотя и была неглубокой: несколько вопросов, 2-3 варианта ответов по электронной почте или по факсу. Оказалось, что большая часть личных контактов не потеряно, а наши партнеры, приобретая свой опыт деятельности в сфере корпоративного управления, права и конфликтов, со вниманием и интересом отнеслись к вопросам.
Впрочем, в современной социально-информационной среде хорошо известно, что наиболее ценной является не рыночная информация, а
полученная от добровольной поддержки. И мы предприняли попытку комплексной опросной оценки состояния корпоративной среды изнутри.
В связи с этой публикацией, автор еще раз выражает глубокую признательность за внимание, помощь и сотрудничество всем партнерам, принявшим участие в опросе, своему давнему коллеге С.Н. Дремову и О.А.Горбуновой, оказавшим неоценимую организационную поддержку.
Неслучайная выборка
Высокая степень доверительности и тесные личные контакты в прошлом поддержали наши надежды на успех опроса. На наши попытки восстановить контакты отозвались 81 участников семинаров, тренингов, представителей наших корпоративных клиентов 2000-2005 гг., практически работающие в российской сфере корпоративных отношений и споров. Из них согласились дать ответы на серию анкет–опросов 76 человек (мы, представляя сложность такого анкетирования, сразу задали вопрос «на каких условиях вы могли бы дать нам ответы?»: 83% ответили, что только на условиях полной анонимности; думаю, что эта, почти единодушная позиция, тоже характеризует среду).
Отметим также, что 88% наших респондентов подтвердили, что в той или иной степени они принимали участие в конфликтных корпоративных отношениях.
Мы здесь не показываем многомерную статистику, то есть детализацию оценок респондентов по их ответам на те или иные вопросы, хотя такой анализ может быть проведен.
Часть респондентов поменяла с периода наших деловых или тренинговых контактов сферу личностной деятельности, а часть поменяла компании (поэтому мы, задавая вопросы об их оценках, просили давать ответы по деятельности только одной компании, которую они хорошо знают, так как переход мог состояться за два-три месяца до опроса после 5-10 лет деятельности в одной компании).
Кто же помог дать нам представленные оценки? Давайте посмотрим на них посредством основных характеристик.
Компании, представления о которых легли в оценки респондентов, они сами оценивают так: 84 % компаний оцениваются как средние на том рынке, на котором они работают; 8% оцениваются как малый бизнес или ниже среднего, а еще 8% затруднились с ответом (из 76). Наши респонденты работают в Московской, Курской, Орловской, Белгородской, Воронежской, Калужской и Орловской областях.
Интересен личный профессиональный опыт наших респондентов (дано 74 ответа), данные о котором представлены так: в первой колонке показано количество респондентов, вовлеченных в профессиональную деятельность по корпоративным отношениям в разные периоды (в т.ч. до 1992 г. и т.д.), а во второй – количество продолжающих работать в этой же сфере (причем отметим, что все ушедшие респонденты прекратили свою деятельность в ней только в последний период – после 2002 г.). Видимо, нет необходимости объяснять выбранные временные рубежи: реформирование, приватизация, законодательство об АО, измененное законодательство).
.
Период начала деятельности
Продолжают деятельность в этой сфере
.
число
%
число
% от всего
% от временной группы
до 1992 г.
13
18
11
4
85
с 1992 по 1996 г.
27
36
16
21
59
с 1996 по 2002 г.
23
31
19
25
83
после 2002 г.
11
15
10
13
91
Мы также запросили данные о деятельности в определенных сферах экономики,
то есть, что с ними происходило с момента создания до настоящего времени,
поменялся ли принципиально состав основных собственников (или таковое ожидается в ближайшее время), а также,
как к настоящему времени изменились экономические показатели деятельности с 1990-х годов в четырех укрупненных характеристиках («упали, сохранились, ноль (нет деятельности), новый бизнес»).
Сферы национальной экономики
Число компаний
В той же организационной форме
Изменения владельцев (основных акционеров)
Изменение экономических показателей (71 ответ)
.
.
в %
.
Полностью сменились
Реальна скорая смена
Упали
Сохранились
«Ноль»
Новый бизнес
Промышленность
13
17
13
5
0
10
1
1
1
Торговля
6
8
3
5
4
1
0
1
3
Строительство
9
12
6
8
4
6
2
1
0
Транспорт и связь
7
9
6
3
5
2
2
0
3
Услуги населению
7
9
5
4
2
4
1
1
1
Переработка
15
20
14
11
5
7
2
1
4
Прочие
19
25
18
7
6
4
2
1
9
Итого
76
.
65 (85%)
43 (57%) *
32(42%) *
34
10
6
21
*Имелись особенности в формулировке вопросов.
Измерение характеристик среды
Ниже показан ряд образцов обработки данных респондентов и численная оценка характеристики, использованная автором. Выраженные в баллах обобщенные ответы – только факты, полученные путем опросов людей, непосредственно работающих в этой сфере. Что может быть убедительней и нагляднее цифровых характеристик?
Принципиальные характеристики среды корпоративного управления (формулировки автора)
Россия
(расчетная оценка из ответов респондентов, в баллах)
Польша **
(2005 г., экспертная оценка)
Македония ** (2005 г., экспертная оценка)
Эффективность общей структуры управления компаниями, и ее прозрачность
Оценка 3,2(+/-)0,82 с 67% достоверностью. Ниже расчетной оценки показано, из каких оценок 72 респондентов получен результат
Формальная юридическая структура законодательства об АО и осуществимость законов
(по нашему мнению вопрос явно требует разделения, так как разброс среднего с 67% достоверности равен 1,1)
Регулирующие органы государственной власти, честность, ресурсы
1,8
4
2
Права на участие в фундаментальных решениях (дано лишь 52 ответа, видимо, формулировка OECD Principles не достаточно понятна)
3,1
4
4
Реальность запретов на скрытую аффиляцию акционеров (дополнительный вопрос автора)
1,7
-
-
Невозможность посвященных лиц (инсайдеров), использовать (торговать) правами и информацией
1,2
4
2
Уважение законных прав персонала в компаниях
2,2
5
4
Защищенность компаний от утечки коммерческой информации через персонал
2,3
2
1
Оцените этические стандарты, которых придерживаются члены Совета и Правления
1,1
3
3
И ЕЩЕ ЦЕЛЫЙ РЯД ДАННЫХ
!!!
-
-
** По данным WBI, подготовленных под руководством Alexander Berg.
Вся система корпоративных отношений в любой стране построена на относительных правах, т.е. на правах, возникающих из права собственности на акции или доли. Цели и интересы субъектов этих прав по отношению к обществу и по отношению друг к другу различны. Правда, различие в интересах участников бизнеса или даже компании еще не является конфликтом. Но как только носители различных интересов предпринимают действия, направленные на реализацию их интересов, на достижение целей, затрагивающих интересы и цели других, возникает конфликт. И не всегда конфликт ограничивается рамками «спора», то есть «социально приемлемой формой». Корпоративное право, и связанные с ним отношения по его обеспечению, в отличие от многих норм в сфере гражданских правоотношений таковы, что хозяйственное общество в корпоративном конфликте - это одновременно и цель, и сторона конфликта. Поэтому одной из целей компании становится во всех случаях борьба за контроль над компанией. В эту борьбу даже с одним небольшим акционером могут включиться значительные ресурсы, соизмеримые с капиталом всей компании, будет вовлечена часть сотрудников компании, а также - внешние коммерческие, профессиональные сообщества и государственные структуры.
Ваш комментарий к данным опроса о корпоративном управлении в России (Russian language) Add your comments about surveu about corporate government in Russia (English)